Что такое чувство собственной важности?




Впервые идея борьбы с чувством собственной важности встречается в книге «Путешествие в Истклан». Дон хуан очень настойчиво и доходчиво убеждает Карлоса, и заодно всех читающих книгу, начать бороться с чувством собственной важности. Кто еще не читал этой книги – рекомендую.

Но что такое чувство собственной важности? И на чем оно основано?

В одной из последующих книг, предполагается, что оно есть не более чем замаскированное чувство жалости к себе.

Однако и тут ясности особо не добавляется.

Зачем с ним бороться, доводы приводятся, высвобождение энергии, мол оно не эффективно.

Чувствуя важность к себе, человек зацикливается на себе и утрачивает возможность воспринимать мир вокруг себя. Более того, масса времени, нервов уходит у нас на обиды и злость, защиту себя, нападки на других – и все это из за того что мы чувствуем себя важными.

Исключив собственную важность из восприятия себя, человек высвобождает массу сил, и меняет в целом все течение своей жизни. И то что раньше заводило в психологический тупик перестает задевать за живое.

Как с ним бороться? Предлагается то с растениями говорить, то с мелким тираном взаимодействовать. В одной из книг Карлоса в этом плане сильно раздражала Лагорда. И путем выслеживания себя в ее обществе, Карлос получал уникальную возможность пресечь культивирование собой чувства собственной важности.

По сути своей чувство собственной важности, как и чувство жалости к себе – все это основа нашей эмоциональной саморефлексии. Что значит саморефлексии? Это когда человек сам у себя вызывает рефлекс. Ну например, сам начинает считать обидным, то или иное слово, поступок, действие, событие, ситуацию – и либо психует, либо жалуется.

 В этом можно заметить и подчеркнуть два момента.

Первый момент это эмоциональная предвзятость. Даже говорилось у Карлоса в книжках, что чувство собственной важности имеет свою историю. Ряд событий, ситуаций, в результате которых оно росло и развивалось. То есть, каждая ситуация, в которой мы чувствуем собственную важность, или жалость к себе – как бы добавляет балов к общей массе этого чувства.

К общей массе восприятия его в здесь и сейчас. И в итоге, человек как бы находится в постоянной эмоциональной предвзятости. Это проявляется к примеру в весьма распространенной привычке  Когда человек испытывает раздражение по одному поводу, и распространяет его на все чего касается его внимание. Все ему сразу не то и не так.

Когда человек изначально испытывает какое то чувство – он везде ищет способ его выражения.

Именно чувство собственной важности – заставляет нас считать все свои действия важными, для нас или для других людей. Настолько важными что мы стараемся обязательно о них кому нибудь рассказать, кому-нибудь навязать свою точку зрения, или свой какой нибудь определенный порядок. И именно из за него мы выходим из себя если это не принимается, нарушается, и не дай бог высмеивается другими людьми.

Второй момент – это образ себя. Это нечто среднее между воображением и сном. Мы как бы спим наяву и в этом сне представляем себя, то что мы считаем своей личностью. И именно эта личность, а не мы сами, выставляет те или иные эмоциональные маркеры. Подпитывая чувства собственной важности, или чувства жалости к себе.

Есть хороший фильм на эту тему, называется револьвер. Очень четко там показано как это происходит, на примере персонажа Макка. В отрывке когда ему сообщили что от его имени пожертвовали на благотворительность большую сумму денег. В ближайшее время сниму свою рецензию по этому фильму. Если интересно – следите за каналом.

Так же этот образ себя, тесно переплетается с другой концепцией из книг Карлоса Кастанеды.

Летуны. По этой концепции тоже сниму отдельный ролик, ну или если этому ролику больше недели – значит возможно уже снял, посмотрите в плейлисте Концепции из книг Карлоса Кастанеды.

Этот образ себя, он как запрограммированный бот, имеет свою структуру, последовательность, непрерывность. Непрерывность обращения нашего внимания на те или иные моменты, грани мира, элементы восприятия. Все построено таким образом, что пока ты в нем, в этом образе себя, ты настолько занят выполнением программы, что даже не осознаешь что ты выполняешь программу.

Любая практика выводит человека из этой программы, из этой непрерывности.

Медитативные практики, связанные с фиксацией второго внимания на чем либо – меняют восприятие себя человека, создают как бы очень сильное чувство себя, своего присутствия, осознание совей светимости, своеобразную осознанность – которая не созвучна образу себя, противоречиво ему, которое разрушает синхронизацию с ним изнутри.

Дон хуан же, предлагал внешнюю практику сталкинга. Постановку себя в определенную ситуацию, и намеренное следование в этой ситуации вопреки своему образу себя.

К примеру Карлос исходя из своего образа себя – не мог поговорить вслух с растениями, чувствовал себя при этом неловко. Его образ себя не предусматривал такого поведения ему.

Идя в ситуации против, ты как бы ломаешь шаблон и прорываешься. Практики сталкинга такого плана весьма распространены и в наше время. И тут кто на что горазд. Кто то бомжом прикидывается в людном месте. Кто то сначала клянчит мелочь на вокзале, а потом ее раздает. Кто то выменивает спичку на любой предмет, к примеру бумажку, или талончик, колпачок от ручки, а потом выменивает этот предмет еще на что то.  Есть и те кто разговаривают, но не с растениями, а с фонарными столбами в людных местах.

Такое неестественное, противоречивое своему образу себя поведение – вызывает сдвиг точки сборки. Меняется состояние сознания, и в нем ты уже не воспринимаешь образ самого себя, в нем нет чувства собственной важности, или чувства жалости к себе. Там превалирует осознанность, отрешённость и внутренний смех.   И ты как бы начинаешь уже это накапливать, создавать этому историю. И это, по мере своего роста – разрушает твой образ себя. Выводит тебя из полусна наяву, в котором за тебя жила некая личность.

Причем это не ново. Как там было в библии? Мол если ударили по одной щеке, подставь другую.

Тот же самый прием. Пойти против образа себя желающего сразу дать сдачи и отомстить. Вот только смысл не объясняют, и часто это превращается в некий фетиш. Вместо того чтобы выйти из образа себя, человек напяливает на образ себя еще один образ, эдакого праведного человека.

То есть раньше он должен был отомстить, а теперь он должен стерпеть и простить обидчика, и тогда он будет молодец. Не сможет не попадет в царствие небесное.

Механизм правильный, но и тут образ себя пытается все переиграть так, чтобы человек из него не вышел. И это тоже интересный момент.

Как говорится в одном из принципов сталкинга – любая битва – это битва за собственную жизнь.

Но не в плане того что кто то извне постоянно пытается тебя убить и тебе всех надо расценивать как врагов.

А в плане другой цитаты, из фильма Револьвер. Самый страшный враг прячется там, где ты меньше всего будешь его искать, он убедил тебя в том, что он это ты.

Любая битва – это битва за контроль над собой, за право осознанности – с этим образом себя.

И он этот образ будет реально давить, и изнутри, выступая категорически против того или иного поведения, той или иной практики, или даже той или иной книги. Многие люди не могут читать книги карлоса кастанеды к примеру. Тот же карлос не мог поговорить с растением. Казалось бы чего тут сложного? С тебя ж не убудет. Ан нет. Предложи любому человеку свершить прилюдно что то абсурдное, противоречащее его собственному образу себя – и он не сможет, даже если это легкая и простая вещь.

И тут нужно понять такой момент. Как бы нет единой карты в этом. Одному человеку будет сложно к примеру поговорить с растением, а другой, ради идеи из книги еще разденется и говном себя обмажет перед таким разговором, еще и заснимет это, и будет гордится таким подвигом.

То есть образ себя он по разному может себя проявлять.

В книге дар орла Карлоса Кастанеды приводится три разновидности образа себя, три типа личности.

Ссыкун, Пердун и Блевун.

Ссыкуны испытывают важность не к себе, а к другому человеку. Они постоянно в поиске авторитета. И если им такой авторитет скажет вот надо поговорить с растением – никакого внутреннего сопротивления такие люди не испытают. Выхода за рамки образа не произойдет.

Путь против образа себя у таких людей лежит через разрушения авторитетов. Вот против такого курса их образ себя проявит себя во всей красе. Попробуй в обществе такого человека позволить себе критику в их сторону, и они либо пропустят это мимо ушей, или если считают авторитетом тебя – согласятся, их можно унижать сколько угодно, таким людям это все равно. Даже более того, это станет маной небесной их чувству жалости к себе. Попробуй критиковать их авторитета – и пена сразу изо рта полезет. За того кого они считают своим авторитетом они будут драться, не на жизнь а на смерть.

Вот у пердунов у них да. Именно собственная важность. Дон Хуан и Кастанеда оба были пердунами. Даже говорилось в книге, что пердун готов за руль, за лидерство убить. И конечно все что несет разрушения их уважению себя – они не могут делать. Такое поведение будет всегда идти вразрез их образу себя, в этом такие люди найдут вызов, возможность для сталкинга, дверь в иное измененное состояние сознания.

Но блевунам это не подходит. У них важность назначается идее. Коммунизм, Демократия,  или что ни будь религиозное, нагвализм, христианство, кришнаизм, будизм, даосизм итд.

Ради идеи такие люди способны на все. Идеальные фанатики. Не уважающие ни себя ни других людей. Так устроен их образ себя. Им все равно унижать ли себя или других людей. Унижают ли их, или унижают кого либо при них. А вот за идею они готовы даже умереть. Могут не только ставить себя в немыслимые ситуации, но и морить себя голодом, и всячески издеваться над своим здоровьем и физическим телом, лишь бы за этим всем стояла идея, к которой они прониклись важностью. Путь против образа себя для таких людей – он именно в разрушении важности к идее.

Тут нужно понять так же, что идти против – это не единственный подход. Идти против надо грамотно, то есть выследить в себе, важность к себе ли у тебя, к другим ли людям, или к идее и идти именно против этого. И не постоянно как догмат, а прерывисто, целево, достигая каждый раз другого состояния сознания, делать это для достижения этого состояния, для культивации его в противоположность образу себя – а не для галочки. Для восприятия себя, мира, твоей жизни, твоих ситуаций из этого другого состояния сознания. То есть идти против этого не цель, это средство достижения цели, иного, измененного состояния сознания, в котором ты в большей степени осознаешь себя здесь и сейчас, не чувствуешь сопротивления своим действиям, и не испытываешь давления жить так а не иначе. Состояния сознания в котором ты совершенно по другому видишь и понимаешь все. И к этому состоянию сознания – может быть не одна, а десяток, а то и более тропинок.

По своей сути каждая практика которую делает человек – должна быть такой тропинкой.

Должна быть тем, что приводит в измененное состояние сознания, обогащая его своим уникальным подходом.

Медитации дают что то одно. Динамичные практики второе. Места Силы третье. Сталкинг четвертое – и все это вместе новое состояние сознания, новое качество твоего восприятия, твоего здесь и сейчас. Именно его достижению, и его развитию должна быть посвящена каждая практика.

Если практика не дает сдвига состояния сознания – значит это еще не практика. Значит делается она еще в холостую, не используется как средство, а исследуется как возможность такое средство получить.

Этот момент тоже нужно понимать. Всегда нужно исходить из тех возможностей которые ты видишь перед собой. А не из обещаний той или иной практики.

Когда ты начинаешь практиковать – ты начинаешь эти возможности встречать и замечать. И только развивая их, ты достигаешь эффективности в практике. Не редко эти возможности ведут и за рамки практики. Но обычно практика их учитывает.

К примеру перпросмотр. Тоже можно как нибудь, обсудить эту практику в отдельном ролике более подробно.

Перпросмотр начинают с составления списка людей, и далее нужно перепросматривать, вспоминать все ситуации с каждым из этих людей, по очереди от текущего мгновения. Свершая при этом повороты головы, дыша особым образом. В теории, человек проживая ситуацию, оставляет в ней и в людях которые разделили с ним ситуацию – свою светимость. Другие люди в этой ситуации, так же оставляют и в ситуации и в тебе свою светимость. Что приводит к давлению  ситуации на тебя, даже если эта ситуация была давно. Более того, ситуаций много, и каждая из них давит, каждая влияет и на твое эмоциональное настроение, и на твое состояние сознания. Причем влияет нифига не плодотворно, а крайне негативно. Практика перпросмотр это инструмент позволяющий это давление нейтрализовать. Продышав особым образом каждую ситуацию, с каждым человеком в своей жизни человек обретает большую свободу восприятия. Становится легче жить, так как ничто на тебя не давит. По теории перпросмотра, все прошлые, не перпросмотренные ситуации – все еще происходят с нами.

И хоть и начинается перпросмотр с составления списка людей и ситуаций, и планомерной работы по вспоминанию по этому списку. По сути практика начинается только с приходом проводника. Никак не связанного ни со списком, ни с событием, которое ты перепросматриваешь, очень яркого воспоминания. И нужно перепросматривать именно это яркое событие, оставляя позади и список людей, и свой план перепросмотра. Более того начиная практику в следующий раз, нужно уже ждать и искать проводника, и только после него переходить к списку, всегда предпочтение отдавая всплывающим проводникам. Именно проводник сдвигает точку сборки, сдвигает восприятие, меняет состояние сознания в практике перепросмотр. Без него то чем ты занимаешься еще не перепросмотр а вспоминание. Еще не практика.

Подобных возможностей нужно искать в каждой практике, которую вы делаете. Что-то должно как бы всплыть на поверхность, и ты как бы само собой понимаешь, что и как надо делать, и в этот момент практика начинает обретать глубину. И чем интенсивнее ты работаешь с найденными в практике возможностями – тем глубже практика. Тем ярче измененное состояние сознания после нее. Тем соответственно сильнее пост эффект, влияние практики в целом на твое течение жизни.

В этом плане борьба с чувством собственной важности – это одна из возможностей выйти из обычного состояния сознания. Так или иначе, важность это один из самых ярких ориентиров обычного состояния сознания, удерживаясь вниманием за который – мы фиксируем себя в обычном состоянии сознания, постоянно запуская ряд связанных с ним процессов, последствий, реакций. Занимая ими все свое время и внимание, тратя на них все ресурсы – без остатка.

Предложение бороться с чувством собственной важности – это предложение изменить позицию точки сборки. То есть это не следование более правильному образу жизни, образу воина. Не догмат соблюдая который ты становишься лучше других. Это не более чем инструмент. Не более чем один из многих инструментов для сдвига точки сборки. Для достижения измененного состояния сознания.

Нужно понимать, что все, что ты воспринимаешь как свое я – это продукт положения точки сборки, продукт восприятия в ней. И если твоя точка сборки находится в обычном положении – ты не можешь не испытывать собственную важность, не можешь не реагировать исходя из нее на те или иные ситуации. И если ты преуспеваешь в сдвиге своей точки сборки, в изменении своего состояния сознания – то ты наоборот, уже не можешь привычно реагировать на старые раздражители, они больше не вызывают внутреннего отклика. Так как того к чему они ссылаются, чего они пытаются задеть – в тебе на данный момент этого нет. Ты в данный момент в себе это не воспринимаешь.

Именно к этому и следует стремится за счет практик, в том числе и за счет практики избавления от чувства собственной важности.

Построение же идеала, в котором ты такой классный и крутой совсем без чувства собственной важности воин, и равнение на этот идеал своей жизни, своих поступков действий, как жизней других людей и их поступков действий – это идиотизм.

Фишка в том чтобы искать и использовать в каждой ситуации возможности для сдвига своей точки сборки из ее обычного положения. Когда как удерживание в своем воображении этого идеала – тебя наоборот фиксирует там еще глубже. И сдвинутся оттуда, будет равносильно попытке уйти от окна, предварительно приковав себя к батарее наручниками, показательно проглотив при этом ключ от их замка. 

Кроме того, борьба с чувством собственной важности как соло проект тоже не будет успешна. Она должна дублироваться и другими практиками. Такими как созерцание, перпросмотр, тенсегрити.

Мало уйти откуда то, надо идти куда то. Надо наработать это свое куда то за счет других практик, и лишь потом окончательно добивать свое обычное состояние сознания, разрушая в нем шаблоны.

Разрушение шаблонов, без наработки измененного состояния сознания в других практиках, приведет не в повышенное а в зауженное состояние сознания. По сути, любой порядок\распорядок не только удерживает и фиксирует нашу точку сборки, наше состояние сознания в определенной позиции, но и удерживает уровень этого состояния сознания.

Чем четче, сложнее порядок – тем лучше фиксация – тем ярче, четче и сфокусированней там наше внимание, тем лучше наша ориентирование в этом состоянии.

Нарушение этого порядка посредством практики контролируемой глупости, путем борьбы с чувством собственной важностью, или разрушению распорядков в жизни, или выслеживанием себя – это ослабление фиксации точки сборки. Да, это эффективно. Но.

Но нужно параллельно учится фиксировать себя в измененном состоянии сознания, собирая там другой порядок, основанный уже не на чувстве собственной важности, а на чувстве гармонии и равнозначности к примеру.

Без создания и поддержки этого нового порядка – разрушение старого приведет не к лучшему, а к худшему. Не к просветлению, а к еще большему помутнению.

Можно сказать что у каждой практика три этапа.

Первый этап это достижение сдвига точки сборки. Если практика не меняет состояния сознания – она не эффективна. Как минимум не эффективна в ваших руках.

Второй этап это исследование этого нового состояния сознания. Отслеживание того, чем оно отлично от обычного. Чтобы достичь этого, нужно намеренно делать это состояние более длительным.

И третий этап – это построение нового порядка своей жизни, на базе этого, отличного от обычного.

К примеру, чувство собственной важности, о чем собственно и снят данный ролик.

Да безусловно оно в каких то моментах вредно, но оно же и поддерживает очень многие моменты в нашей жизни.

Преуспевая в сдвиге точки сборки, из этой важности – человек сталкивается с чем то обратным.

С чувством равнозначности всего. Все равнозначно и заполнено до краев. Ни одно не лучше другого по чувству. В обычном состоянии сознания выбор делался быстро, что то важно, что то не важно. А тут, тут ты не можешь выбрать, так как ничто не важно. И в принципе безразличны оба варианта выбора. И на самом деле, нужно приложить не мало усилий, чтобы вывести на поверхность стратегическое понимание, исходя их которого ты получишь новую шкалу приоритетов для выбора. Так как без этой шкалы, ты совсем перестаешь что то делать, так как даже выбирать или не выбирать – не важно. Совершенно иная эмоциональная составляющая в состоянии сознания, в котором ты не воспринимаешь собственную важность.

Достичь этого это одно, первый этап. Закрепится в этом и исследовать это, это уже другое, второй этап. И научится жить исходя из этого, это уже третий этап, это уже сложнее.

При достижении первого этапа ты еще часто как бы возвращаешься назад. То тебе все равнозначно, то опять все важно. Так как иначе ты не можешь вести порядок своих дел, кроме как через важность, не умеешь, не знаешь альтернативы, и намериваешь эту важность назад, в контексте намерения сделать те или иные дела.

При достижении второго этапа, тут уже да, ты начинаешь понимать, чем новое состояние сознания лучше, и пробуешь уже применять его в своих делах намерено.

И только когда ты перестраиваешь весь свой порядок, достигнув третьего этапа, только тогда ты преодолеваешь свое чувство собственной важности полностью.

Обобщенно говоря, чувство собственной важности не только ориентир, но и одна из основ порядка в нашей жизни. Основу нельзя разрушать, ее нужно заменить.

Борьба с чувством собственной важности – это не его разрушение. Это попытки сдвинуть свою точку сборки, изменить свое состояние сознания, для поиска в нем альтернативы. И далее эту альтернативу нужно исследовать, и перестроить свой порядок основываясь уже на нее.

И не обязательно путь к этому должен быть именно через сталкинг, через постоянные противопоставления своих сознательных решений, бессознательному образу себя. Такой сталкинг может быть, а может и не быть лишь одним из инструментов для достижения данной цели. К этому можно прийти и через дзен, или через дао, через йогу или другие медитации, или даже через места силы. Или комбинируя все это вместе.

Была бы цель, а средства, средства сами в процессе ее достижения, находятся и выстраиваются в ряд сами собой. Было бы желание достичь цели, да внимание смотреть по сторонам, и замечать себе возможности, реализация которых неуклонно двигает тебя к твоей цели.

И здесь, путь у каждого свой. Намерение, дух, абстрактное – оно как бы само подберет именно то, чем сможешь воспользоваться только ты, и что именно в твоих руках будет более эффективно.

Это может прийти само в практике через безмолвное знание, или об этом тебе расскажут, или даже покажут, и вдруг ты сам собой поймешь, что это оно. Или ты можешь найти это в книге, или в фильме. Такое движение силы – есть вокруг каждого человека.